Фейсбук Вконтакте      +7 (968) 451-12-23
Ministry of Economic Development Forecast: Russian GDP growth rate: 217 – 0.6%, 2018 – 1.7%, and 2019 – 2.1%. •  Ministry of Economic Development Forecast: In 2019 wood and cellulose processing and production investment volume will not exceed 30% of the 2015 value. •  Ministry of Economic Development Forecast: Average annual investment increase in 2018 - 2019 will stand at 1.3%.
similar publications
Vladimir Artanovsky: “Tyumen Region offers everything for investment projects
Views 347
Vladimir Artanovsky: “Tyumen Region offers everything for investment projects"

Forestry today is one of the most promising directions for Tyumen Region economy development. Forest cover over 11 million hectares of land. The regio...

Person of the Day

Vladimir Artanovsky: “Tyumen Region offers everything for investment projects"

Forestry today is one of the most promising directions for Tyumen Region economy development. Forest cover over 11 million hectares of land. The region demonstrates versatile industry forest usage ranging from timber harvesting to high-value product manufacturing. We discussed the Tyumen Region Forestry and investment project protentional with the Tyumen Region Forestry Department Head, Vladimir Artanovskiy.

Vladimir, people tend to believe that forestry is not the best area for making money due to production facilities low profitability. Do you agree with the statement?

I wouldn’t say that many people share this thought. We’ve already adopted a nice tradition in our forum and conduct annual “Technologies. Territories. Personnel.” Tyumen Investment Forum. Every year we register interest to the forest business. In 2016 10+ forestry investors arrived to our region. We discussed and reviewed a number of projects ranging from school furniture production to cellulose and timber processing facilities. We even had projects related to bioenergy business. Oversimplified forest harvesting companies – i.e. following the cut a tree and sell timber model – may not report a continuous financial stability and high profitability values. However, Tyumen Plywood Manufacturing Facility is a large and steadily developing production facility. Moreover, the facility annually increases its production capacity. Furthermore, the facility currently exports 75% of plywood. Both M&S business may run smoothly with the right approach. High-value wood products is mandatory in our daily life. This clearly means constant demand and steady market. In Tyumen we promote wood recycling within the region and do hope to achieve 100% recycling rate.

You’ve mentioned the M&S business. Forestry is challenging field that requires specific skills and technology. If we set various SMB achievements aside, what are the main challenges or problems that slow down the active development of the business?

First, we are trying to make Forestry industry transparent. It shall be clear to SMB. For instance, in 2015 Forestry Department, Economy Department, and Municipalities Development Council already included the Forestry development programs into their roadmaps. In its turn, the Tyumen Region Investment Agent Fund developed six typical business project with investment amount from 500,000 to 10,000,000 RUR. Any entrepreneur may use the fund. The entrepreneur will not have to waste any time on studies and calculations but will be able to get all the answers from these projects and select the most appropriate field.

Is there any demand for this?

Over the past two years SMB owners executed over 60 projects in the Tyumen Region Forestry sector. Most enterprises is engaged in timber harvesting and processing – 25 facilities. SMB also produces furniture, constructs houses, and pellets. Some companies process timber and produce wooden packing materials. The region is open to new fields. Nowadays, manufacturers show more interest in the “Scandinavian Model”, i.e. combining agriculture (spring-summer period) and wood sector (winter period). Six businesses already implement this model. And the interest is going up. Currently the Region accommodates some 400 forestry facilities.

Well, we’ve made the choice but now need funds to execute the project. Do you render any financial support to forestry business – existing or starting up in your region?

Forestry businesses may enjoy about ten different state support programs. The support program includes interest compensation on Credit Agreements, subsidies compensating some expenses related to investment projects, soft bank financing, subsidies to increase current assets, etc. Businesses may also enjoy decrease of regional income tax share as well as property tax, land and transport tax discount, investment loans. I would like to underline that investors in Tyumen Region get full administrative support in a great number of matters. This cuts down expenses by 20-30%. To start a sawmill today you need some 500,000 RUR. Existing state support programs make this possible even for rural area entrepreneurs.

How real is this support? May you give any specific case studies of successful forestry projects in your region?

Earlier I mention the interest of over 10 investors who want to develop forestry business. They visited the region, studied the conditions, and expressed their interest to set up production in our Region. We already discuss some project with the administration. Moreover, some of the project already received allocated areas. At least three large projects are ready to start the construction stage. To be specific: in 2016 business launched Varvara sawmill for high-quality timber, we also opened a new workshop for Istok Group of Companies in Setovo settlement of Tobolsk District. In Setovo the entrepreneurs started the smallwood recycling into pallets. CJSC Tyumen Forestry signed a Partnership Agreement in summer 2016. Now the region government shall provide the business with allocated timber supply area, plot of land, and will assist with utilities. The business plans to start construction of added-value wood processing facility in Tobolsk region in 2017. CJSC Rovial will go to life in Mugen settlement of Uvatsk district in 2017. The planned capacity is 70,000 m3 of raw wood per year. In Isetsk Disctrict we run preparatory activities for timber processing. These are few cases from the previous year.

You say the Region accommodates 400 existing production facilities of different size. Moreover, new businesses enter the region. However, we all know the raw material is key element for business. Do you think there is enough raw materials for everyone?

Forests cover 11 million hectares of Tyumen Region. This makes 71% of its territory. Moreover, the wood stock is 935 million m3. In other words, the possible annual allowable cutting rate is 16.4 million m3. Even if we sum up all the businesses we have the current cutting rate is 15-20% of the allowed one. Therefore, I am absolutely sure that Tyumen forestry suffers no deficiency or lack of raw products. However, the largest timber stock locates in Northern part of the Region and harvesting may be challenging. 1 million m3 of timber requires 100 km of wood track. This means significant expenses that small businesses may not cope with. Therefore, we negotiate with a number of large investors. However, when we create a 1 million m3 processing facility we may a noticeable multiplier affecting the SMB development. For every workplace at large enterprise we get six or eight workplaces in SMB.

What may attract a potential investor in Tyumen Region forestry?

Now the region offers splendid opportunities for forestry business. Large businesses may find their way in cellulose and paper industry, stab production (slywood, chipboard), bioethanol and other forest chemical industry. I also note great potential in bioenergy, slywood, furniture, timber, wooden packs, joinery, wooden housing. This is not just a list of areas. I am talking about promising fields that has everything required for profitable investment. Let’s take slab production, for instance. Tyumen Region is reach in low-grade wood. Moreover, current facilities generate up to 0.7 million m3 unprocessed wastes that may be used as raw material. The region features large furniture manufacturers. The region geography opens Ural, Sibiria, Federal, Northern, Kazakhstan markets. Even the Southern part of the region offers significant market. The region is No. 1 in accommodation construction in Russia: 2014-2020 the region will construct 14 million m2 of living premises, private housing projects will make 6 million m2.

Cooperation is yet another underestimated element of the Russian economy. Moreover, the Forestry may efficiently interact with other fields and industries. Tyumen region has already demonstrated the significant effect of such links and relations. Furniture and construction is only one example. The region actively implements end-to-end apartment construction model, i.e. the apartment is sold with furniture. As of today, the companies have already sold over 1000 apartments using the model. Wood and agriculture: construction of a large number of inexpensive farms. Wooden trays and enterprises: we’ve been actively promoting this field for about two years. Current market demand for wood pallets is at least 1.3 million items. We expect the demand to increase to 3 million items in four years. In cash the market accounts for some 1.5 billion RUR. World is now heading towards wood and polymer composite materials, i.e. for garden furniture, doors, etc. Retailers sell the material at up to 100,000 RUR/m3. There are many other ways of using wood in city environment and food production – birch tree syrup, etc.

We have the idea, calculations, perspectives, market, raw materials, financial and administrative support, so we launch the project and it shall be up and running. However, we need personnel. You may recall many experts believe that we have HR deficit in Forestry. What do you do in this regard?

Personnel preparation is crucial and challenging matter. We pay specific attention to it in Tyumen Region and managed to start up a trend to increasing the number of competent and ready-to-work experts. For some ten years the region has been running a continuous forestry education program. We start the education from school and it runs for the experts’ lifetime. School forestry units is starting point for the ever-going forestry education. From early years children interact with our experts who engage them into some hand-on experience. They already know how to fulfill different forestry activities, visit facilities, and take part in various contests. This enables us to form the most important asset – interest to the profession. Forestry education in Tyumen is harvested by Northern Trans-Ural State Agricultural University and Tyumen Forestry Technical School. I’d like to say a few words about the latter. The Technical School currently trains 15 different types of experts and offers over 60 blue-collar jobs – tree feller, wood processing machine operator, tractor operator, automated processing line operator, etc. Modern material and technical base enables students to improve their practical skills all year round. Moreover, the school offers flexible training program. The industry receives new technologies and processes and the school incorporates everything. The Tyumen Technical School has concluded 45 contracts with employers that may change the training program depending on their needs and demands. Furthermore, 100% of all trainees and teachers go for annual training to forestry facilities. We also develop dual education, i.e. graduates will not need any time to understand the process. As soon as the graduate comes to work he or she may start working immediately and generate value and result. Therefore, Tyumen Region offers wonderful perspectives to forestry business – both for starting new and expanding existing ones.

Фейсбук Вконтакте      +7 (968) 451-12-23
Прогноз Минэкономразвития: в 2017 году темп роста ВВП РФ составит 0,6%, в 2018 году - до 1,7%, в 2019 году - до 2,1 процента. •  Прогноз Минэкономразвития: увеличение объема инвестиций по обработке древесины и производству изделий из дерева, а также по целлюлозно-бумажному производству в 2019 году не превысит 30% к уровню 2015 года. •  Прогноз Минэкономразвития: среднегодовой прирост инвестиций в 2018 - 2019 годах составит 1,3%.
Похожие публикации
Владимир Артановский: «На территории Тюменской области созданы все условия для реализации инвестиционных проектов».
Просмотры 982
Владимир Артановский: «На территории Тюменской области созданы все условия для реализации инвестиционных проектов».

Лесопромышленный комплекс сегодня одно из перспективных направлений развития экономики Тюменской области. Общая площадь лесов составляет более 11 млн....

Персона

Владимир Артановский: «На территории Тюменской области созданы все условия для реализации инвестиционных проектов».

Лесопромышленный комплекс сегодня одно из перспективных направлений развития экономики Тюменской области. Общая площадь лесов составляет более 11 млн. гектаров. Промышленное использование лесов включает широкий спектр производств — от заготовки древесины до производства продукции с высокой добавленной стоимостью. О потенциале лесопромышленного комплекса Тюменской области и реализуемых инвестиционных проектах в лесной отрасли наша беседа с директором Департамента лесного комплекса Тюменской области Владимиром Владимировичем Артановским.

Владимир Владимирович, бытует мнение, что заработать в лесной отрасли невозможно и тому причиной низкая рентабельность производств. Насколько оправданы такие предположения?

Я бы не назвал это мнение распространенным. В нашей области уже традиционным стало проведение Тюменского инвестиционного форума «Технологии. Территории. Кадры». И каждый год он показывает интерес к лесному бизнесу. В 2016 году в регион приехали сразу более десяти инвесторов лесопромышленной сферы. Были рассмотрены различные проекты: от производства школьной мебели до целлюлозных и деревообрабатывающих производств, а также проекты биоэнергетического комплекса. Вышеуказанное мнение – это всего лишь вопрос подхода к организации бизнеса. Компании, состоящие только из бизнеса лесозаготовки, т.е. примитивной сделки «спилил-продал», действительно, не всегда могут похвастаться финансовой стабильностью и высокой доходностью. Но проекты, предусматривающие производства с высокой добавленной стоимостью, в лесном комплексе имеют весьма высокие значения рентабельности. Тот же Тюменский фанерный комбинат – крупное, стабильно развивающееся производство.  При этом свои объемы они ежегодно увеличивают. Три четверти выпускаемой в Тюмени фанеры сегодня экспортируется.  При правильном подходе комфортно себя чувствует в лесной отрасли и средний и малый бизнес. Продукция из дерева с высокой добавленной стоимостью незаменима в повседневной жизни. Поэтому всегда есть спрос, есть рынок сбыта. В Тюменской области уже давно взят курс на переработку древесины внутри региона, будем стараться в ближайшие годы достигнуть отметки в 100%.

Вы затронули малый и средний бизнес. Лесная промышленность – деятельность не простая, требуются специальные навыки и главное технологичное оснащение. Несмотря на ряд достижений в сфере малого и среднего бизнеса, можно выделить ряд проблем, которые по-прежнему затрудняют его активное развитие. Ведется ли по Вашему направлению поддержка?

В первую очередь мы стараемся сделать лесной комплекс максимально прозрачным, понятным для малого и среднего бизнеса. Например, в 2015 году Департамент лесного комплекса совместно с Департаментом экономики и Советом по развитию муниципальных образований включили в дорожные карты развития муниципальных районов мероприятия по развитию ЛПК. В свою очередь Фонд «Инвестиционное Агентство Тюменской области» разработало своими силами шесть типовых бизнес проектов с объемом инвестиций от 500 тыс. рублей до 10 млн. рублей. Воспользоваться ими может любой заинтересованный предприниматель. Ему не придется тратить время и средства на изучение, какие-то расчеты, он может получить все ответы из данных проектов и сделать выбор в пользу какого-либо направления.

И насколько такая работа оказалась востребована?

За последние два года более 60-ти проектов малого и среднего бизнеса реализовано в лесопромышленном комплексе Тюменской области. Большая часть предприятий занята в лесозаготовке и деревообработке – 25 производств.  Также малый и средний бизнес представлен мебельным производством, домостроением, производством пеллет. Действуют в регионе предприятия по пиролизному производству и производству деревянной тары. Готов регион и к новым направлениям. Например, все большее внимание производителей привлекает так называемая «скандинавская модель» с совмещением деятельности в сельском (весенне-летний период) и лесном (зимний период) хозяйствах. Сегодня шесть сельхозпредпринимателей области уже работают по данной модели. И интерес только растет. Всего же на территории области базируется  порядка 400 предприятий, занятых в лесопромышленном комплексе.

Выбор сделан, но ведь надо найти средства на реализацию проекта. Оказывается ли финансовая помощь лесопромышленникам, желающим или уже открывшим производство на территории области?

Сразу около десяти видов господдержки доступно сегодня для организаций лесопромышленного комплекса. Среди них возможность компенсации процентов по договорам кредита, предоставление субсидий на возмещение части затрат на реализацию инвестпроектов, льготного банковского финансирования, субсидии на пополнение оборотных средств и многое другое. Кроме того, снижается региональная часть налога на прибыль, а также ставка по налогу на имущество, предоставляются льготы по земельному и транспортному налогу, действует система инвестиционных займов. Отдельно хочу отметить, что инвесторы на территории Тюменской области получают полное административное сопровождение по широкому кругу вопросов, что снижает издержки на 20-30%. Чтобы запустить ту же лесопилку, нужно порядка 500 тысяч рублей. При существующей господдержке это вполне доступно даже для сельских предпринимателей.

А насколько «живая» эта поддержка? Можете ли назвать какие-то конкретные примеры успешной реализации проектов в лесопромышленном комплексе в Вашем регионе?

В начале разговора я упоминал об интересе более десяти инвесторов, желающих развивать лесной бизнес. Побывав в области и познакомившись с условиями, все они высказали заинтересованность организовать производство именно на нашей территории. Часть проектов сейчас как раз обсуждаются с административным сопровождением, для других уже подобраны площадки. Как минимум три крупных проекта готовы к старту строительства. Если говорить о конкретике, то только в 2016 году у нас запустило лесопильный цех по производству высококачественных пиломатериалов лесопромышленное предприятие «Варвара», состоялось открытие нового цеха группы компаний «Исток» в поселке Сетово Тобольского района. Здесь предприниматели наладили переработку мелкотоварной древесины на паллетную заготовку. ООО «Тюменский лесопромышленный комплекс» летом 2016 года подписало соглашение о сотрудничестве, по которому правительство региона обеспечит инвестора лесосырьевой базой, участком земли и поможет подвести основные коммуникации, в 2017 году должно начаться строительство завода по глубокой переработке древесины в Тобольском районе. В поселке Муген Уватского района откроется еще одно деревообрабатывающее производство – предприятие ООО «Ровиал». По проекту здесь будут перерабатывать до 70 тысяч кубометров входящего сырья в год. Еще на одной площадке, в Исетском районе, в рамках проекта по строительству деревообрабатывающего предприятия начаты подготовительные работы. И это далеко не весь список только за последний год.

Судя по Вашим данным, в области уже действуют 400 производств разного уровня, активно заходят все новые инвесторы. Между тем ключевым моментом бизнеса является сырье. Хватит ли на всех?

Площадь лесных участков на землях лесного фонда Тюменской области составляет сегодня более 11-ти млн. га. Это 71% территории области. При этом запасы древесины в лесах составляют 935 млн.куб.м. Потенциально возможный ежегодный объем заготовки древесины (расчетная лесосека) - 16,4 млн.куб.м. При всех имеющихся в области производствах, от указанного объема ежегодная заготовка составляет в среднем только 15-20 %. Поэтому скажу с уверенностью – количественно от дефицита сырья тюменский лесопромышленный комплекс не страдает. В тоже время самые большие запасы расположены в северных районах области, их освоение может быть затруднительно. Для добычи миллиона кубометров нужно прокладывать в среднем 100 километров лесных дорог в год. Это огромные затраты, которые не по силам малому бизнесу, поэтому сейчас ведутся переговоры с рядом крупных инвесторов. Хотя опять же при создании производства с объемом переработки в 1 млн. м3 – создается серьезный мультипликативный эффект, который отражается на развитии малого и среднего бизнеса. На 1 созданное рабочее место на крупном предприятии, как правило, появляется от 6 до 8 рабочих мест в малом и среднем бизнесе.

С чем сегодня может зайти потенциальный инвестор в лесопромышленный комплекс Тюменской области?

Сегодня на территории области сформировались предпосылки к выгодной реализации самых разных инвестиционных проектов. Крупный бизнес в ЛПК возможен в целлюлозно-бумажной промышленности, плитном производстве (фанера, ДСП, ОСБ), производстве биоэтанола и других лесохимических направлениях. Серьезные перспективы в сфере биоэнергетики, производстве фанеры, мебели, пиломатериалов, деревянной тары, столярном производстве, деревянном домостроении. При этом отмечу, все эти направления не просто список – это именно перспективные направления, которые уже имеют предпосылке к выгодному инвестированию. Возьмем для примера плитное производство. В Тюменской области существенные запасы низкосортной древесины, плюсом к этому на действующих предприятиях образуется до 0,7 млн. м3 непереработанных отходов, а это доступное сырье. В области есть крупные мебельные производства, география региона открывает рынки Уральского, Сибирского,  федеральных округов, северных округов, Казахстана. Да и на юге области рынок не мал. По вводу жилья на душу населения регион занимает первое место в России: 2014-2020 гг. будет введено более 14 млн. м² жилья, в т.ч. ИЖС – 6 млн. м².

Еще хотелось бы отметить недооцененный элемент российской экономики – кооперацию. Мы видим потенциал взаимодействия ЛПК с другими отраслями. В Тюменской области уже заметен эффект в таких связках как, например, мебель и строительство. Сегодня в области активно ведется проект строительства квартир «под ключ» с мебелью, уже сейчас меблировано и продано более 1000 квартир. Дерево и сельское хозяйство,  когда с высокой долей строительных деревянных материалов возводятся недорогие минифермы. Деревянные поддоны и промышленные предприятия – это направление мы активно пропагандируем последние 2 года. На сегодняшний день потребность рынка в деревянных поддонах не менее 1,3 млн. штук, через 4 года объем увеличиться почти до 3 млн. штук. В рублях этот рынок составит  почти 1,5 млрд. рублей. И это снова возможность. Лесохимия – сегодня в области имеются проекты по производству производных из древесины компонентов. В мире набирают популярность древесно-полимерные композитные материалы, которые используется для производства террасной доски, подоконников, сайдинга, садовой мебели, дверей и др. продукции. В розничных сетях стоимость материала доходит до 100 тыс. рублей за м3. Также есть и другие возможности: использование древесины в городской среде, производство пищевых продуктов – березового сока и многие другие.

Итак, есть идея, есть все расчеты, есть перспективы, рынки сбыта, сырье, финансовая и административная поддержка, проект запущен и должен работать. А для этого нужны кадры. Между тем, сегодня многие упоминают о кадровом дефиците в лесопромышленном комплексе. Как ведется работа по данному направлению?

Подготовка кадров действительно важный и где-то наболевший вопрос. В Тюменской области ему уделяется особое внимание, благодаря чему наметилась тенденция к увеличению компетентных, уже готовых к работе специалистов. Почти десять лет в регионе активно идет процесс непрерывного лесного образования, начинающийся со школьной скамьи и фактически не заканчивающийся на всем протяжении трудовой деятельности работников. Школьные лесничества -  начальное звено в системе непрерывного лесного образования. С ребятами уже с начальных классов сотрудничают наши специалисты, которые привлекают их к практике, они умеют выполнять многие лесохозяйственные работы, посещают предприятия, участвуют в конкурсах. Все это формирует самое главное – интерес к профессии. Образование по специальностям лесопромышленного комплекса в Тюмени можно получить на базе ФГБОУ ВПО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» и Тюменского лесотехнического техникума. Хотелось бы остановиться на последнем. Сегодня техникум имеет лицензию на подготовку специалистов по 15 специальностям СПО и более 60 рабочим профессиям, таким как вальщик леса, станочник деревообрабатывающих станков, заточник деревообрабатывающего инструмента, контролер деревообрабатывающего производства, тракторист, оператор на автоматических линиях и др. Современная материально-техническая база позволяет студентам круглый год совершенствовать свои практические навыки. При этом программа их обучения очень гибкая. В отрасль приходят новые технологии, новые процессы и все это учитывается.  Тюменским лесотехникумом заключено 45 договоров с работодателями, которые могут менять часть программы обучения в зависимости от своих потребностей. При этом 100 % педагогического состава проходит ежегодную стажировку на предприятиях лесного комплекса. Развивается дуальная система обучения. А это значит, что выпускнику не требуется времени на включение в процесс производства. Придя на работу, он сразу «встает к станку» и дает результат. В связи со всем вышесказанным, для лесопромышленников в Тюменской области открываются хорошие перспективы для усиления имеющихся производств или открытия новых мощностей.